Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player



Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность школы ориентирована на использовании отдельных элементов школы «Диалога культур» в условиях общеобразовательной школы с целью формирования толерантности учащихся и создания поликультурной комфортной школьной среды.

В рамках экспериментальной площадки, деятельность которой направлена на методическое усовершенствование и создание дидактических единиц на базе
технологии школа «Диалог культур», предполагается внесение
изменений в методическую , учебную и воспитательную работу школы, повышение уровня педагогического мастерства учителей,
применение инновационных педагогических технологий, интерактивных методов обучения и воспитания, развертывание исследовательской и экспериментальной деятельности, достижение положительной динамики в показателях успеваемости, воспитанности и толерантности учащихся.

Актуальность выбора темы экспериментальной площадки
объясняется сложностью организации учебно-воспитательной работы школы в поликультурной среде, необходимостью формирования у школьников этнического самосознания и национальной идентичности, толерантности и активной гражданской позиции в соответствии с требованиями времени. Экспериментальная деятельность в рамках освоения технологии школы «диалога культур» позволяет решить эти задачи.

В основу технологии ШДК положены идеи М.М.Бахтина о культуре как диалоге ,идеи Л. С. Выготского о «внутренней речи»,
положения философской логики культуры В.С .Библера. Технология ШДК базируется на универсальной модели «развития диалога культур» разработанной ООН.

Как большинство современных инновационных педагогических технологий, ШДК ориентирована на модернизацию и модификацию традиционной образовательной системы школы. Технология ШДК методически усовершенствует и реконструирует учебный материал позволяет органически сочетать учебный процесс и воспитательную работу, систему дополнительного образования.

Школа диалога культур рассматривает диалог как эвристический прием усвоения культурного знания, ценностей культур разных эпох и народов, необходимых для формирования этнической, культурной и гражданской самоидентификации школьников.

Основоположник технологии ШДК В.С. Библер считал, что усвоение ценностей культуры разных исторических эпох и народов возможно только в форме диалога. При этом диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. Диалог рассматривается как:
-способ общения учителя и ученика и учеников между собой
-коммуникативная технология
-диалог культурных смыслов
-средство обучения
-самосовершенствования учителя и ученика в процессе обучения.

Целью экспериментальной площадки - является создание новой технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования технологии школа «Диалога культур» В.С. Библера.

Задачи деятельности:
- применение элементов технологии школа «Диалога культур» в учебной и воспитательной работе общеобразовательной школы.
- активное использование в учебной и воспитательной деятельности школы методов интерактивного обучения, в частности групповых методов ,методов диалога, дискуссий, игровых технологий.
- разработка системы межпредметных ,интегративных уроков, направленных на формирование активной гражданской позиции, толерантности школьников, их духовно – нравственное совершенствование.
- создание системы воспитательных мероприятий, направленных на создание в школе комфортной поликультурной среды.
- систематизация методической работы школы с целью освоения инновационной педагогической технологии ШДК и создания новых учебных пособий, методических разработок ,дидактических единиц.

Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный, в процессе которого определяется готовность педагогического коллектива к реализации нововведений, формулируются задачи и направления работы, разрабатываются и проводятся методические мероприятия, формулируется концепция эксперимента, собираются исходные данные для начала экспериментальной деятельности, создается творческая группа.
2 этап – моделирующий, он связан с непосредственным проведением педагогического эксперимента, реализацией комплекса учебных и воспитательных мероприятий, проведением социальных акций, проведением методических семинаров, конференций .
3 этап – обобщающий, он связан с обобщением и систематизацией полученных результатов, обобщением и распространением опыта работы школы обменом опытом в рамках ЭМР.
Направления реализации:
1.Проведение уроков с использованием элементов технологии ШДК в форме организации диалога, дискуссии, с использованием групповой деятельности, работы с текстом, организации интегрированных уроков, с использованием игровых и информационных технологий.
2.Создание дидактических единиц, методических разработок
3.Организация проектной, опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности.
4.Проведение методических совещаний и научных конференций, мастер- классов
5.Публикация методического пособия.
6.Использование элементов технологии ШДК в реализации программ воспитательной работы по формированию толерантности. созданию гуманной поликультурной среды.
Система диагностики эффективности работы экспериментальной площадки.
Работа экспериментальной площадки предполагает организацию системы диагностики и мониторинга эффективности экспериментальной деятельности. Цели диагностики – сбор первичных, исходных данных о состоянии воспитательной системы школы ,показателей учебной деятельности ,уровне готовности педагогического коллектива к экспериментальной инновационной деятельности ,уровне воспитанности и толерантности обучающихся затем сбор данных полученных в ходе эксперимента и сравнения результатов ,свидетельствующих об успехе или неэффективности эксперимента. Методы диагностики - традиционный мониторинг отслеживания количественной и качественной динамики учебно-воспитательной и методической работы школы, разработка критериев эффективности работы экспериментальной площадки и их отслеживание, анкетирование педагогических работников и обучающихся ,анализ школьной документации ,анализ эффективности учебно-воспитательных мероприятий ,анализ достижений школы в пространстве ЭМР.

Диагностические методики:
1.Экспресс-опрос «Индекс толерантности»
2.Опросник «Типы этнической идентичности».
3.Методика Б.П. Битинаса ,М И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся
4.Анкеты «Восприимчивость педагога к новшествам».
5.Анкеты «Владение исследовательскими умениями»
Научным руководителем экспериментальной площадки является доцент философского факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского, кандидат философских наук Ислентьева Е.В.
В 2011 – 2012 учебном году в школе был реализован первый подготовительный этап деятельности экспериментальной площадки.
В рамках подготовительного этапа:
1.Педагогический коллектив школы освоил содержание технологии ШДК, осознал возможности её реализации в общеобразовательной школе
2.В школе создана информационная база данных о концепции ШДК, о методах интерактивного обучения, составлен список литературы по разрабатываемой технологии
3.Проведены совещания руководителей ШМО по включению в планы ШМО мероприятий по реализации опытно-экспериментальной деятельности
4.Разработана Программа опытно-экспериментальной деятельности
5.Создана творческая группа учителей из 15 человек, которые стали участниками эксперимента
6. В качестве нормативно – правовой базы в школе были разработаны и приняты «Положение о школьном научном обществе», «Положение об учителе – исследователе», «Положение об ученике- исследователе»
7.В школе был проведен цикл методических семинаров: «Особенности педагогической технологии «Школа диалога культур», «Диалог и дискуссия как формы интерактивного обучения», «Методика проведения педагогического эксперимента», «Игровые методы обучения и воспитания»
8.Организовано диагностическое анкетирование «Профессиональная готовность учителей к экспериментально-исследовательской деятельности».

В феврале 2012 года в школе был проведен тематический педсовет «Экспериментально-исследовательская деятельность как форма внедрения инноваций в педагогический процесс», на котором обсуждалась проблема организации экспериментально-исследовательской деятельности учителей и учащихся школы, формы экспериментальной деятельности, критерии её эффективности.
В качестве обобщения и распространения опыта экспериментальной деятельности школы по освоению технологии «Школа диалога культур» на базе СОШ № 18 были проведены следующие мероприятия:
1. 26.08.2011 Районная площадка «Семья, школа, социум: открытый диалог»
2. 19.11.2011 Фестиваль «Шаг навстречу», в рамках которого был проведен семинар завучей по УВР ЭМР «Воспитание толерантности ,как основы формирования активной гражданской позиции и противодействия национализму и экстремизму»
3. 21.03.2012 Районный слет уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, в рамках которого была проведена дискуссия с социальными педагогами ЭМР «Формы и методы воспитательной работы по профилактике ксенофобии и национализма в подростковой среде».
4. 12.03.2012 завуч школы Полищук С.В. выступала на коллегии комитета по образованию и молодежной политике ЭМР по концепции воспитательной системы школы.

В качестве подведения итогов работы экспериментальной площадки в школе 22.05.2012 г. была проведена итоговая научно- методическая конференция , на которой учителя обобщили опыт освоения технологии ШДК в своей профессиональной деятельности .
Итак,
1.В целом, подготовительный этап реализации программы экспериментальной площадки пройден успешно.
2.Мероприятия,запланированные в рамках подготовительно этапапроведены.
3.Педагогический коллектив школы освоил содержание технологии ШДК и выявил возможности её применения в рамках общеобразовательной школы.
4.Учителя стали активно применять в своей работе интерактивные методы обучения : игровые технологии, диалог, дискуссии, диспуты , методы групповой работы.
5.В воспитательной работе педагогический коллектив школы стал уделять особое внимание изучению культурных традиций и ценностей, воспитанию толерантности , формированию этнического самосознания и национальной идентификации обучающихся.
6.Трудности в реализации программы экспериментальной площадки определяются некоторой инертностью членов педагогического коллектива, недостаточным профессиональным опытом по освоению инновационных педагогических технологий, загруженностью преподавателей по другим направлениям учебно-воспитательной работы.
7.Руководство школы и педагогический коллектив готовы к осуществлению моделирующего этапа реализации программы.
8.Второй этап реализации программы предполагает непосредственное проведение педагогического эксперимента по освоению технологии ШДК.
В текущем учебном году в рамках площадки проведён методический семинар «Групповые формы работы с обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности»